Магазин картин "Ро-Ко-Ко": +7 (916) 798-05-15

Интервью с Севой Бойцовым

Беседовали: Всеволод Бойцов и Мария Поспелова

Фотографии: личный архив Всеволода Бойцова

Автор картин: Всеволод Бойцов

Сегодня мы поговорим с Севой Бойцовым - художником-авангардистом, который отвечает уверенное «да» современному искусству.  В нашем интервью мы обсудим ни много ни мало, а мутацию реализма и академизма, зачем люди покупают картины, умирает ли академическая живопись, стоит ли художникам объединяться в школы и течения. Да и много о чем ещё поговорим. Это вышла очень долгая беседа.

Сева из тех людей, от которых уходишь с ответами на сложные вопросы. Таких людей мало, поэтому и вопросов скопилось много.

Давай сразу про серьезное? Что думаешь, академическая живопись умирает?

Нет, не умирает - она мутирует.

Вот есть школы: например, Суриковская, Глазуновская, Репинская академии. Все они строятся на академической и реалистической школах.

Я учился в Суриковском - на факультете графики -  для меня всегда был очевидным момент, что педагоги рассказывают нам без всяких изменений и правок в подходе и программе о традициях, о которых рассказывали им ещё их педагоги.

И ученики-студенты понимают, что их кормят каким-то старьем - неважно плохим или хорошим - мир уже давно ушёл вперед. Мне было обидно, что я, образно говоря, хочу есть пирожные, а мне пихают просроченную складскую тушенку. Пусть была хотя бы гречка – отлично, она свежая, а тут все тухлое.  Важно, что преподаватели это сами понимают и мучаются. Поэтому на фоне вот таких взаимоотношений педагог - студент школы реалистического и академического искусства начинают не развиваться, а мутировать.

Ведь любую школу можно поддержать только в том случае, если вовремя в нее вносить изменения.

- Может и понятие «драма» тоже мутирует?

Конечно, да! Ты сейчас смотришь и умом понимаешь, что, допустим, перед тобой реализм по всем признакам, но ловишь себя на мысли, что это уже что-то изменённое. При чем, изменённое не во благо и изменённое ни умом, ни сердцем, а от того, что его не меняли - оно никому не нужно.

 

- Всегда хотела спросить: художник при написании картин пользуется одной и той же драмой, одним и тем же опытом? Или каждый раз разным? Я имею в виду какой-то внутренний драйвер.

У меня бывает период, но это, допустим, не больше полугода, когда внутренний драйв плюс-минус похож. Но если взять, к примеру, картину 14/15 года относительно 18 года, видно, что возможно и есть что-то общее, но настроение в корне разное. И мне безумно нравится искать эти новые драйверы. Я когда его нахожу, я использую его до тех пор, пока он себя не израсходует. Потом я чувствую, вот как с серией с цветами, что не буду их больше писать. Все уже, этот драйвер себя исчерпал.

 

- Можно ли сказать, что тебе ближе современное искусство? Вот, например, мутированная звезда?

Мне - да. И звезда нравится, потому что она настоящая. Видно, что человек это делал либо от головы, либо от сердца. У этой звезды, между прочим, очень здоровая форма - обычные треугольники, сваренные между собой.

 

Кстати, такого рода мышление, когда ты делаешь конструктивную штуку, только не в скульптуре, а на холсте, это и есть первая задача реализма. И вот эту задачу решают прямо сейчас  в современном искусстве. По сути, все современное искусство из реализма и растёт. И иконного реализма.

А вот когда растёт из болота какого-то, то получается разврат (голая баба и мужик голый рядом скачет), который подают за современное искусство. Черт возьми, разврат даже в жизни быстро надоедает, а в искусстве ещё быстрее. Ну, повесил ты себе на стену, допустим, такую тематику - тебе быстро надоест, потому что там нет самой основы.
 

А возвращаясь к мутирующему реализму и академизму, вот там ни сердца, ни головы. Там закрытые глаза. Художник, как слепой котёнок, хочет, но не знает как. Ведь когда происходит мутация? Когда заканчивается эволюция, и когда условия становятся плохими: условно грязная вода, воздух.

Но классическая академическая манера живописи не исчезнет, она останется. Сейчас ведь какой период получается? Раньше были какие-то ярко выраженные течения: наскальная живопись, античная эпоха, эпоха средних веков и так далее. А сейчас получается все вместе идёт: и наскальная живопись, и граффити. Как строй солдат. Кто-то идет быстрее, кто-то  - медленнее, кого-то убивают, кто-то сам сгнил.

 

- Ведь ты же академист изначально, верно? Но сейчас полностью работаешь в современной плоскости. Как это произошло?

Да, сейчас я работаю полностью в этой плоскости, потому что это экспрессия. Но я, конечно, все могу. Видели мой реализм?
Мне интересно этим заниматься, как, собственно, и реализмом, но поскольку я все-таки молодой, реализмом я ещё успею заняться. Тем более, любой реализм, после таких картин, станет только лучше. В реализме есть огромная опасность засохнуть просто.


- Помнишь тот момент, когда решил, что все - перехожу в современный жанр?

У меня такого момента не было. У меня не было отрицания.

Но вопрос реализма и академизма стоит очень остро. Вернее, их мутация. Очень много некачественного искусства. И это болезненный вопрос, если ты знаешь, как делать настоящий реализм. Я знаю, и это не очень сложно при правильном мышлении. Можешь писать картины, наслаждаться жизнью, делать огромные холсты, просто надо помнить о законах композиции.

Мыслить не предметами, а пятнами, пустотами между пятен. Ведь что такое искусство? Искусство – это как раз эти пятна, которые ты пытаешься в своей голове сначала сердцем комбинировать, а потом отдаёшь это холсту и, соответственно, другим людям - зрителям. Чтобы они чувствовали вот этот ритм. Можно много говорить про голых баб и мужиков с раздвинутыми ногами на картинах, но я призываю всех зрителей, художников и коллекционеров обсуждать истинную причину возникновения искусства и истинные причины и задачи всего этого. Искусство - это прекрасное. А прекрасное мы видим глазами или чувствуем сердцем. А вот когда пишут длинные аннотации к картине, это значит, что не получилось.

Возвращаясь к вопросу реализма, мне педагог в Суриковском на полном серьезе посоветовал: вот ты когда ходишь по мосту, постарайся мыслить не перилами и мостом, а пустотами внутри этих решёток. Вот попробуй так нарисовать. Нарисовать модель, но не мыслить ей.

Или такой пример: есть женщина. Но ты рисуешь не женщину, а рисуешь пятна, которые ее создают. Вот это реализм. А вот когда рисуют женщину - это уже натурализм или дилетантизм, или какая-то другая мутирующая херня.
В основном, люди, которые не имеют образования в искусстве, этого не понимают. Обидно. Ведь для кого делаешь?

 

Кстати, ты смотрела фильм Ван Гог? Там очень хорошо показано, что художник, как заноза, никому не нужен по-настоящему. И никому не интересно, о чем он думает, как развивает пирамиду прекрасного в себе - целый мир огромный. Людям нужен даже не результат твоей душевной работы, а что-то предметное, знакомое. И редко встречается человек, который полностью, неизвестно по каким причинам, проникает в суть картины. И видно, что понял.
Прошлой осенью у меня был потрясающий случай: приехал коллекционер с супругой. Я им говорю: «Посмотрите, а я пока кофе сделаю». Возвращаюсь, М. говорит: «Поможешь завернуть эту картину?». И все без слов ясно. Такое бывает очень редко.


- Расскажи, про что была картина?

Я покажу. Я ведь рисую.

- У тебя изменилась манера.

Да, но я чувствую, что сейчас будут изменения в обратную сторону. Слой краски станет меньше - надоело.

 

- Ты берёшь заказы?

Если только вижу, что человек разбирается и понимает о чем просит. Либо человек даёт тебе полную свободу со словами: «Я знаю, что если ты ставишь подпись на картине, значит ты отвечаешь за то, что сделал. И даже если я сразу не пойму эту картину, я ее все равно повешу и буду стараться понять. И со временем эта картина мне понравится». Если такое случается, то я беру заказ.

- У меня есть ощущение, что сейчас происходит какая-то подмена в современном искусстве: есть люди, которые, действительно, умеют рисовать и выбирают этот жанр сознательно, а есть те, которые осознанно выдают своё отсутствие таланта и образования за современное искусство.

Чистая правда. Огромное количество дилетантов. Каждый раз радуюсь, когда прихожу в магазин, и вижу, что краски подорожали на сто рублей - сразу ещё два дилетанта сейчас перестанут рисовать. Как хорошо! Я то, в любом случае, буду.

- Как ты думаешь, изменился ли так называемый зритель? Точнее, его душа? Ведь мир стал жестче - люди стали жестче, возможно, у человека просто не остается сил, чтобы вникнуть и пережить то, что предлагает академическая живопись. Может сейчас зрителю нужно, наоборот, очень яркое, легко читаемое "сообщение" со стены на острую тему?

Так же, как сейчас существуют все жанры параллельно, так и люди все разные. Во-первых, не все потребители, а, во-вторых, некоторые совершенно нормально воспринимают реализм на тонком мировосприятии. Без каких-то там криков, надписей и голых тел. Но это, конечно, в основном люди, у которых есть образование и духовное развитие. Такие люди очень четко все «секут» - моментально.

- Нет ли у тебя ощущения, что любовь к искусству предается по наследству? Более того, часто даже любовь к определенному жанру? Например, ты любишь авангард, и твой сын его будет любить?

Да, 100%, любовь к искусству передается.
Это возможность. Ведь когда мы говорим о передаче информации генетически или не генетически - как угодно, это не какое-то правило или столб в поле. Это возможность. Хочешь так - вот у тебя есть эта возможность, а вот у него нет. Дело в том, будешь ли ты ее использовать или найдёшь что-то более интересное для себя.

Но я все жанры люблю. Я за полторы минуты могу определить, что передо мной: фарс или реальная работа. Кстати, бывает даже неталантливые люди делают классные штуки. Просто потому что так случилось. Сели один раз в жизни и что-то гениальное нарисовали. И ни до, ни после ничего больше не делали. Такое бывает - просто так случилось. И никто не знает, почему так произошло.


- Думаешь, почему покупают картины?

Думаю, что наступает момент в жизни у человека, когда он живет, работает, детей растит. У каждого ведь очень много бытовых моментов. Это нормально. И вот человек задаёт себе вопрос: «Вот жизнь, какая вот она?». И хочется чего-то ещё кроме этих бытовых вопросов. Условно: ты ел вкусный сыр, запивал его хорошим вином, но все равно хочется чего-то ещё. Природа человека такая: что ему не дай, все равно будет хотеться чего-то большего. И в этот момент появляется живопись на стене.

Когда человеку хочется чего-то не того, как у всех. Хочется своего, уникального. Когда надоела или наскучила своя жизнь. Или бывает, что человек уже просто почувствовал вкус: у него белая стена, а там висит картина. И когда он на неё смотрит, ему хорошо, он успокаивается или наоборот - мотивируется. Мне некоторые люди говорили, что они мои картины для работы используют: им не хочется работать, а они посмотрят на мою картину и дела делаются. Одна картина висит в бизнес-центре на Черкизовской. Ее владелец специально купил, чтобы сотрудники смотрели на мою картину и «заряжались».
На самом деле, причин купить картину очень много.

Хотя есть ощущение, что большинство людей живут, по крайней мере, в России,
будто белки в колесе. И это не худший вариант. Бывает вообще, как белка в треугольнике. Это когда бежать надо, но сложно. По кругу бежать просто, а в треугольнике постоянно о грани бьешься. И все.


- И все, нет места для картины?

Да оно есть! Просто люди не хотят посмотреть куда-то кроме этого колеса, потому что привыкли. Очень мало сильных людей. Ведь сильный человек - тот, который может мыслить хоть как-нибудь в сторону выхода.
 

- Как думаешь, есть такое, что покупая картины, ты пишешь, образно говоря, свой портрет?

Конечно! Поэтому художнику необходимо быть разным. Ну, или хотя бы быть человеком, с которым интересно поговорить.
Некоторые художники думают, что их личность не важна, а важен их продукт, но это сразу чувствуется в картине, какой опыт у человека. Он может быть хорошим, но произросшим из негатива. И это тоже будет чувствоваться в картине. Художнику нужно всегда следить за собой. Получается так, что, покупая картины, покупают и часть человека. Хотя мне это не нравится: хочется, чтобы картину покупали, а не человека.


- Как думаешь, что нужно делать или что должно планомерно происходить, чтобы привить людям хороший вкус? Возможно ли это?

В вопросе повышения общего уровня ничего не получится сделать. Искусство никогда не будет для всех, это элитарно.
Поэтому, кстати, и есть разделение искусства на категорию «Б» - фигуративное (бабушка идёт за хлебом, крынка молока), коммерческое искусство. Оно по-своему хорошее, может быть гениально написано, но если плюс-минус такие работы встречаются, оно сразу идёт в категорию «Б».
Категория «А»- это претензия на уникальность. Понятно, что это все немного относительно. Есть один очень опытный художник - Алексей Фирсов. Вот он говорит по этому поводу, что самое простое объяснение категории «А» - это творческая мазня. Когда намазано сумасшедше, но изобразительная форма, конечно, при этом сохраняется и понятна.


- Так что же получается, что некоторые виды живописи как натурализм, академизм, никогда не смогут попасть в категорию «А»?

Конечно, смогут. Например, Андрей Рублёв «Троица» - это чистое «А». «А» в а-степени, еще и в периоде. Просто уникальное произведение искусства. Точка. Без объяснений.
Это, конечно, не реализм, но иконопись это где-то близко.


- Расскажи, нет ли у тебя желания создать свое течение/школу живописи совместно с Никитой Афансьевым, Колей Рындиным  и Севой Саплиным? По идее, это был бы очень логичный шаг? И название есть - "Артобстрел". Почему раньше это было распространено среди художников, сейчас - реже? Разве не легче двигать искусство совместными усилиями?

Могу сказать и да, и нет.

Я не могу сказать, что у нас нет объединения. И что оно есть у нас - тоже не могу. Мы точно не спешим ничего афишировать, потому что, во-первых, очень у всех разные ритмы по работе. Я, например, просто рекорды ставлю по количеству. У меня нет творческих кризисов - я уже и забыл об этом - это все в прошлом. Кисть и вперёд. Мне не нужно ни вдохновение, ни настройка. Оно само все приходит. Это, наверное, от того, что я все делаю только так, как я хочу и только то, что считаю нужным, вне зависимости от чужих мнений или даже мнения семьи. Тотальная независимость. Ни от арт-рынка, ни от стереотипов. Вот вообще - просто наплевать на все.
А что касается объединений, тут действует поговорка: «Если ты хочешь идти далеко, идти надо вместе. Если хочешь идти быстро - иди один». Мы сейчас все хотим идти быстро. А вот когда мы захотим пойти далеко, мы даже обсуждать это не будем, просто все сделаем одномоментно.

 

- Есть ли конкуренция среди художников?

У меня нет конкуренции. Да и конкурентов, я считаю, у меня тоже нет. Они ведь бывают у тех, у кого искусство плюс-минус к чему-то привязано. А у меня все проще - я сам себе конкурент. Как у Цоя: «Я соревнуюсь сам с собой». Да не вижу я никакого смысла соревноваться с кем-то. Ведь если я начну, я притянусь к его/её искусству, или он возьмёт что-то у меня. А все это берегу. Это самое дорогое, что у меня есть.

- Ты делаешь перед написанием картины поиски, этюды?

Раньше делал. Сейчас уже нет. Как-то внутри уже все происходит, но это, наверное, из-за того, что я очень много писал последние два года. И вот сейчас я буду как-то использовать этот багаж, буду меньше писать. Потому что это нечеловеческий ритм - писать пятьдесят картин в месяц. Если проработать так ещё год или два, то можно свихнуться. Я же не могу писать картину и понимать, что ничего - это вот проходная. Каждую картину я переживаю, выворачиваю себя.

- А разве это возможно писать меньше картин? Это же сильнее тебя, нет?

Я не использую живопись как терапию. Мне просто постоянно есть что сказать. А вот когда пишешь уж очень много, когда уже ненормально столько писать, получается, что ты берёшь холст и тебе все равно есть что сказать, но этого уже маловато. Хочется больше концентрации смысла, чувств.
Но если мне скажут, что нужно 70 картин сделать за месяц, я сделаю, но потом не смогу писать месяца три.


- Расскажи, кто такой Mr. Чистый Холст?

Я покажу.

Мне всегда нравилось оставлять чистые куски холста в картине так, чтобы они работали как цвет. Вот здесь есть чистый холст, поэтому он - Mister - я его одушевил. Это шутливое олицетворение творческих приемов.
Чистый холст иногда мне так помогает, будто приходит в нужную минуту и говорит: «Ты меня не трогай, я за тебя все сделаю». Он мой друг (смеётся).


- Я слышала про магию чистого листа, а это магия чистого холста?

Это просто красиво очень. Если взять обычный лист белой бумаги А4 - это ведь визуально красиво очень. Ты смотришь, и тебе нравится. Да он всем нравится. Даже выражение есть: «Начну все с чистого листа». Это значит, что человек посмотрел, и ему уже понравилось. Он хочет этот чистый лист в свою жизнь. Вот она глубинная красота.

- Тогда почему на стену не вешают чистый холст?

Может быть, потому что чистый лист/холст - это такая красота, которая нужна очень редко. Какие-то разы в жизни. И то посмотреть просто и все.
С чистым листом у меня всегда одна ассоциация - скульптура Родена «Вечная весна». Там настолько нежная обработка форм, что в принципе это смотрится абсолютно белым пятном.


- Не пишите, если не можете изменить чистый холст к лучшему, да? Много ли останется думающих художников в своём уме?

Многие не поймут. Вот опять же, во-первых, не для всех и с точки зрения творения живописи и с точки зрения коллекционеров. Не для всех.
Этим надо жить. Я вот никогда никем не работал, кроме как художником. Хотя если я пойду, у меня будет получаться - я многое умею делать, но тогда у меня будет меньше времени и сил для живописи. Искусство никогда не прощает ни малейшего предательства. Вот если повело тебя в один момент,  то ты столько  времени потеряешь, чтобы вернуться на обратный уровень. А пока ты будешь возвращаться, о тебе забудут и зрители, и коллекционеры. 

- Изменилась ли сейчас культура оформления работ?

Это ты про рамочки? Очень много отвратительнейшего пластика появилось.
У моих картин вообще нет рам.


- Раньше без рамы никак. А сейчас не нужно?

И раньше не нужно было. На какие-то нужно, на какие-то - нет. На мои - не нужно. Например, если взять «Бубновый валет», у них тоже много работ выставляется без рам.
Хотя рейки - хороший вариант.

Но я свои картины не оформляю, все равно не угадаешь. А там уж кто как хочет: хочет –оформит и повесит, хочет - выбросит, хочет - сожжет, а захочет - будет сидеть до конца жизни любоваться твоей картиной. Судьба картин неизвестна.

- Может быть, ты сможешь порекомендовать какие-то книги, передачи, подкасты, блоги по искусству, после которых хочется как минимум бежать в музей?

Ничего не нужно. Хотя. Нужно вот что.

70% процентов вечеров человека заканчиваются плюс-минус похоже. И в тот момент, когда у тебя появляется желание, а оно появляется у каждого человека, нужно задать себе вопрос: «Чем сегодня твой вечер закончится?». Закончится он так же, как много вечеров в твоей жизни, или ты пойдёшь и все-таки увидишь что-то. Вот этот вопрос нужно себе вовремя задать. И ты пойдёшь в любой музей.
Хотя я не могу много ходить по галереям. То экспозиция плохая, то совершенно не талантливая подборка художников. Но бывает и классно, порадуешься.


- Фильм «Ван Гог» советуешь?

Советую. И «Собачье сердце» посоветую. В этом фильме очень много ответов на твой вопрос о  том, как развить вкус у общественности. Губить не надо было, и развивать бы не пришлось. Вкус развивается сам, это свыше человека. Но когда вкус губят, он не может взять и развиться сразу. Трогать людей не надо, и все будет хорошо.
Вот ты спрашиваешь меня про вкус, и как можно его развить. Вот есть такое понятие «гордыня» - и это как раз об этом. Не человек развивает вкус, а он сам в нем развивается. Это  божественная задача. У человека должно быть только желание и все.
Вкус - это как вино. Стоит - бродит. Сначала с ошмётками плавает, потом осадок выпадает - вино становится прозрачным, вкус проявляется. И вот оно стоит, стоит, стоит и само очищается.


- И теперь уже традиционно. Поделись своими мыслями, что значит искусство в жизни человека и какую роль в ней играет картина?


С одной стороны, искусство двигает человека. Например, вот два человека, у которых висят мои картины сказали мне в открытую, что купили их, чтобы встать утром, посмотреть на них и побежать по делам с удовольствием. Там яркие цвета просто. И вот этот драйв, энергия передаётся.
С другой стороны, искусство провоцирует человека. На хорошие дела. На плохие дела искусство никогда не провоцирует здорового человека. Когда человек покупает картину, он делает себе ступеньку, с которой будет прыгать дальше. И делать это будет ни на усилии и преодолении, а легко и просто.
Декоративная функция имеет место быть. Просто красиво, не пустая стена. Висит что-то.
А для кого-то это возможность сохранить деньги. Искусство - это самая незаметная для других людей ниша, где можно хранить накопления на стенах. Да и очень удобно таким образом вывести свои деньги за границу. Ввести что-то в Россию тяжело, а вывести можно почти все что угодно.
Что касается конкретно картины, то человек ведь всегда нуждается в «окне». Счастлив он или несчастлив. Да и порой то, что он видит вокруг себя не то или уже надоело, поэтому он берет и покупает «окно», куда хочется смотреть. Это вот мое окно и пошли вы все в жопу! По сути, человек, который покупает живопись, хочет быть счастливым. Он может быть и так счастливый, но все равно хочет иметь своё окно.

 

С верой в талант,

ваш "Ро-Ко-Ко"

 

P.S. Друзья, я от всей души рекомендую посмотреть на канале об искусстве «Артобстрел», который делает Коля Рындин, выпуск с Севой в главной роли. Во-первых, вы сможете еще раз вдохнуть полной грудью настоящий дух творчества. Во-вторых, хорошее настроение вам гарантировано - столько обаяния у Коли и Севы. Ну, и как посмотрите, возвращайтесь к нам на сайт любоваться картинами Севы.