Магазин картин "Ро-Ко-Ко": +7 (916) 798-05-15

Интервью с Дарьей Богославцевой

Беседовали: Дарья Богославцева и Мария Поспелова

Фотографии: личный архив Дарьи Богославцевой

Автор картин: Дарья Богославцева

 

Мы продолжаем серию интервью с художниками, созданную с целью показать, как художник чувствует себя в сегодняшнем дне, как меняется художественный мир, кто сейчас приобретает картины и многое другое.

 

Сегодня мы поговорим с Дарьей Богославцевой. В нашем интервью мы постараемся разобраться, нужна ли в современной картине драма, о необходимости всестороннего образования, чтобы отличить картину от картинки, о современном искусстве и его шансах остаться в музеях через столетия и о том, изменился ли сегодняшний зритель.

 

Кроме того, хотелось бы отдельно подчеркнуть: эта беседа ценна не только темами, которые удалось поднять, но и с какой честностью, бесстрашием и отвагой Даша выражает свое мнение. Не так уж и много не земле людей, которые не стремятся понравиться, а хотят найти правду. 

 

У тебя только что прошла персональная выставка. Как думаешь, меняет ли такое событие что-то в жизни художника?

 

Да, безусловно! Ведь после этого момента, ты понимаешь: “Я действительно художник!”. Меняется отношение к себе и к делу, которым ты занимаешься. Это некий рубеж, перешагнув который, ты вступаешь в большую игру и, раздвигая других художников локтями, говоришь: “Хэй, я в деле!”.

Долгое время ты был художником-студентом и вот теперь, после проведения первой персональной выставки, эта устойчивая модель поведения и восприятия мира ломается. Уровень ответственности перед самим собой становится еще выше - хочется создавать новые работы и продолжать делать персональные выставки. Я уже набросала себе план на ближайшие пару лет:)

 

В твоих картинах столько лёгкости, радости от происходящего. Они очень светлые по духу. У тебя вот так и есть на душе? Или тут дело в твоём профессионализме - концентрироваться на хорошем при работе?

 

У меня на душе много всего. Много переживаний и тревог, но я не хочу об этом говорить со зрителем. Я не из тех, кто изображает свои страхи для того, чтобы освободиться от них. Ведь каждый раз, взглянув на холст, я буду испытывать те чувства, которые жили во мне, при его написании. Это не моя история. Все-таки своими работами я стремлюсь создать в зрителе чистое переживание счастья и как бы замершее дыхание. Знаешь, когда смотришь на картину, и аж в груди тесно от восторга. Я опираюсь, естественно, на свои переживания подобного рода. Отлично знаю это ощущение.

Так что успех, в моем понимании, - это если у кого-то будет перехватывать дух, глядя на мои работы.

 

С этими же мыслями я взялась за свой диплом, ставший

дипломной серией. Мне хотелось, чтобы зрителю было приятно и интересно рассматривать мою работу [прим.: дипломная работа «Лето»].

Тему “Лето” я выбрала сознательно. За 6 лет в Академии Художеств, я увидела и сделала достаточно, чтобы понять, чего я хочу и чего не хочу. Так вот, не хотелось мне видеть в своем дипломе тяжелых, серьезных тем, показывающих страдания и за счет этого, вызывающего эмоции в зрителе. Если во мне не живет острая необходимость говорить со зрителем о таких вещах, так зачем искусственно погружаться в тему и изучать вопрос?

Мне хотелось противопоставить всему этому нечто легкое, радостное, яркое и, не побоюсь сказать, бессмысленное.

Но в этом и есть главный замысел! Ведь каждый человек склонен наполнять своими смыслами картину, это нормально. Конечно, у меня существует своя история о том, что изображено в этой серии, но мне не слишком хочется ей делиться.

Раз мы затронули эту важную тему. Как ты думаешь, нужна ли в картине драма? Мастера прошлых веков часто писали исторические события, человека в сложных обстоятельствах, вкладывая в свои работы моральные послания будущим поколениям. Нужно ли сейчас это? Готов ли к этому зритель?

 

Это хороший вопрос, я рада что он прозвучал. У меня в блокноте есть строчка, которую я записала уже не вспомню когда. “Что вы имеете против драмы? Я всё имею против драмы”. Это вроде диалога с самой собой. Я считаю, что человек имеет право говорить о драме, только в том случае, если пережил ее на своей шкуре. Только тогда его слова и творения приобретут неподдельное звучание. Все остальное мне напоминает школьные сочинения, потому как уровень эмоционального знания в этой области такой же, как у школьника, пишущего на тему “Трагедия Анны Карениной в романе Л. Толстого”. Для себя я уяснила четко, писать драматические холсты про войну или, в принципе, про события, к которым не имела отношения, не буду.

 

Тяжело сегодня работать в жанре академической живописи?

 

Сейчас термин “академизм”, прежде всего, говорит об уровне подготовки и образовании художника, а также о стиле письма. Как я понимаю, это вопрос о популярности этого жанра? Так вот, это не популярный жанр в современном мире в целом и псевдопопулярный в массах.

Вот пример: люди часто хотят получить портрет, “чтобы как у Репина”, но в то же время рассчитывая на гиперреализм с элементами идеализации. И высшей похвалой становится фраза: “Как на фотографии!”.

Люди не знают, чего хотят и это ключ всех проблем. Искусство всегда было элитарным. Важна степень образованности зрителя. Здесь можно провести параллель с едой. Для того, чтобы оценить шедевр кулинарного искусства, нужен определенный уровень подготовки. Иначе единственный комментарий, который ты сможешь дать: “я не наелся” или “вкусно/не вкусно”. 

Вот то же самое с искусством. Нравится/не нравится  - это не конструктивная критика, это личное ощущение, которое можно оставить при себе. Зачем заказывать картину у художника, если вы хотите чтобы было как на фотографии? Портрет в искусстве - это прежде всего ОБРАЗ. Это реальность, преломленная сознанием художника, отражение его взгляда на действительность. Заказывая портрет или пейзаж, вы заказываете настроение и видение художника. И это нужно понимать.

 

В прошлом интервью мы с Ксюшей Истоминой обсуждали, что в России почти исчезла практика покупать искусство в дом. Как думаешь, меняется ли все-таки сейчас что-то в этом вопросе? Что должно произойти или планомерно происходить, чтобы возродить эту традицию?

 

А разве эта практика была?? Закрытие духовных потребностей не является приоритетным у людей, они далеко не на первом месте. У людей нет на искусство времени, они выживают. Это прискорбно.

Но, на самом деле, все хотят в дом “красивую картинку”. Все! Проблема в том, что, во-первых, люди не получают всестороннего образования, чтобы отличить картину от картинки, а ,во-вторых, у них нет финансовых возможностей для покупки картины.

Нужно заниматься повышением уровня жизни.

Что ты думаешь о современном искусстве? Есть ли у него шансы остаться в музеях через столетия?

 

Да, конечно. Это же история. И спустя столетия через это искусство будут изучать наше время. Да, большая часть людей не понимает что стоит за этим словосочетанием “современное искусство”, но разве это ново? Модильяни, Пиросмани, Ван Гог, Кафка и многие-многие другие, не были поняты при жизни. Это обычная история.

Искусство часто приходит в сознание массового зрителя спустя время. Наше общество до сих пор воспринимает авангард и супрематизм Малевича как современное искусство, тогда как этим явлениям уже сто лет.

 

Нет ли у тебя ощущения, что современное искусство все-таки просто пытается эпатировать? Из желания обратить на себя внимание? Не имея при этом технической подготовки к самовыражению. И отсюда какие-то разноцветные и ничего незначащие пятна на холстах?

 

Зачастую, да. Сейчас не нужно заканчивать академию, чтобы называться художником. Сейчас и уметь рисовать-то необязательно. Но ты верно сказала, это самовыражение. Я ничего не имею против этого, даже хорошо, что это стало доступно. Проблема лишь в том, что некоторым выражать нечего. А они из кожи вон лезут и скатываются в эпатаж, преследуя одну цель - деньги, которые приходят с известностью.

 

Как ты думаешь, возможно, просто изменился так называемый зритель? Точнее, темп жизни и у человека просто не остаётся сил, чтобы вникнуть и пережить то, что предлагает академическая живопись?

 

Не остается сил, времени, желания… Современное искусство тоже заставляет работать. Также как и классическое искусство, оно требует умственного труда от зрителя, так как произведения - это метафора. И тут важно понимание контекста исторических и современных событий, изучение творчества художника, чтобы понять, в чем состоит манифест.

В ХХ веке зритель стал не просто наблюдателем, но и соавтором. Глядя на полотна Кандинского, вы волей не волей, начнете фантазировать. Ваш мозг будет дорисовывать картину, выявлять из разноцветных пятен понятные именно вам образы и это будет формировать ваше видение произведения. Вот вы и стали соавтором “Композиции 7”.

 

Давай о насущном. Как думаешь, с чего начать, как подступиться к вопросу выбора картины в дом? Начать с пейзажей/портретов/миниатюрных работ?

 

Возможно с интерьера?) Допустим, в кухне картины вешать не стоит. Это ведь место приготовления пищи, где постоянно что-то жарится-парится, еще и испаряется. Картины плохо переносят перепады температур и влажности, открытый солнечный свет. В общем, очень много нюансов.

Сейчас, в основном, картины выбираются на уровне “нравится/не нравится”, а также вопроса “где можно это повесить”.

Если говорить о жанрах, конечно, пейзаж будет самым нейтральным вариантом. Портрет всегда вызывает множество противоречивых эмоций и это нормально. Очень хороший вариант, на мой взгляд, серия небольших работ. Но серию нужно суметь собрать. Важны не только сами работы, их настроение и общий колорит, но и рама, и их компоновка между собой.

 

Тебе самой что ближе - большие по формату полотна или, наоборот, камерные работы?

 

Мне очень нравится писать маленькие форматы, но также я, с удовольствием, могу “помахать” флейцем. Думаю дело в том, что я не люблю долго вести работу. Мне нравится быстрые, живые, энергичные холсты, и по правде сказать, я фанат не законченных картин. В них есть что-то необыкновенное. Маленькие работы для меня, как сокровище, драгоценный камушек, которому осталось подобрать оправу и он зазвучит по-новому уже как часть интерьера. Такие вещицы хочется разглядывать.

 

Сейчас часто картины, написанные маслом, вешают без рамы. Как ты относишься к такой тенденции?

 

Правильно подобранная рама, становится частью картины, завершает ее и ставит точку. Поэтому я считаю, хотя бы узкая рейка для окантовки работы должна быть.

Может быть ты сможешь порекомендовать какие-то книги, передачи, подкасты, блоги по искусству, после которых хочется как минимум бежать в музей?

 

Сайт «Ро-Ко-Ко»?)) Ох… Не люблю советовать и говорить о своих планах. По себе знаю, что самыми вдохновляющими становятся случайные находки. Поэтому советовать не стану. Но если ты спросишь, что в последнее время будоражило меня, я скажу - куб в четырехмерном измерении и как играл на гитаре Кит Ричардс в одном из интервью. В музей не побежала, но за кистью потянулась) Я нахожусь в постоянном поиске новых впечатлений и ищу его в самых разных местах.

 

У нас в инстаграме «Ро-Ко-Ко» есть традиция цитировать художников. Точнее их мысли по поводу того, что такое искусство в жизни человека, какую роль в ней играет картина. Поделись, что это значит для тебя?

 

Искусство способно дать удивительной силы толчок,

который может изменить коренным образом жизнь человека. Иногда одна картина, одна песня, одна книга, определяет будущее человека.

 

 

 

С верой в талант и академическую живопись,

ваш "Ро-Ко-Ко"